Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Логопед советуют

Дата: 17 ноября 2020 в 11:12, Обновлено 8 января в 22:36

Консультация для родителей.

1Для чего нужны занятия с логопедом?

  • Родители не всегда слышат все дефекты в речи ребёнка.
  • Правильная речь позволяет ребёнку легче достигать успеха в обществе.
  • Чистая речь снимает ограничения в выборе профессии.
  • У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности.
  • Если не исправить произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно войдёт в привычку.
  • Если ребёнок смешивает звуки в произношении, то и писать будет так же, потому что сначала он проговаривает то, что собирается написать.

2. Лучше, если вы отложите до формирования чистой речи:

Изучение иностранных языков.

Норма в чужом языке может быть дефектом в своем:

1)  межзубное произношение свистящих звуков - норма для английского языка;

2)  грассирующее "Р"- норма во французском;

3)  вибрация всей нёбной занавески - норма в немецком.

Но все это будут дефекты для русского языка!!!

Обучение чтению.

Если ребёнок произнесёт какие-то звуки неправильно и свяжет это дефектное произношение с буквой, то когда он научиться говорить правильный звук, для этого звука уже не будет буквы! Ведь у ребёнка к этому времени сформировался условный рефлекс "звук - буква"

3. Что делать дома?

Предлагаем вам потренироваться с ребёнком:

Дыхание: тренируем силу и длительность выдоха:

- пускать мыльные пузыри через соломинку;

- надувать воздушные шарики;

- надувать надувные игрушки, круги, мячи;

- играть на музыкальных игрушках: дудочках, флейтах, губных гармошках.

Развитие мелкой моторики:

- самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);

- собирать, перебирать крупы;

- выкладывать рисунки из камней, шишек, спичек, круп;

- играть с глиной и песком;

- играть с мячиками (бросать, ловить, бить в цель);

- собирать мозаики, конструкторы, пазлы;

- лепить из пластилина, пластика, теста.

Развитие мышц речевого аппарата (неспецифическое)

- жевать мясо (а не только сосиски и котлеты), сырые овощи (редис, морковь, репа);

- лизать языком с блюдца варенье, сметану, эскимо, йогурт, - для распластывания языка;

- чистить зубы (и десны)- это приучает к инородному телу во рту, снижая степень проявления рвотного рефлекса;

- полоскать рот;

- жевать боковыми зубами;

- сосать сухарики из хлеба, булки (соленые).

Памятка для родителей:

«Последовательность работы 
по коррекции нарушений звукопроизношения»

 

В начале учебного года, после обследования речи детей, учитель-логопед отражает  информацию о нарушенных звуках, в индивидуальной тетради ребенка. Так родителям легче отслеживать динамику развития собственного ребенка.

Длительность коррекционной работы по исправлению нарушений звукопроизношения, в значительной степени зависит от  участия родителей.

Коррекция нарушений звукопроизношения  проводится в несколько этапов.

1. Прежде, чем приступить к постановке звуков, ведется предварительная работа:

  • развитие моторики артикуляционного аппарата (укрепление мышц губ, щек, языка);
  • развитие правильного физиологического и речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха (умение слышать и различать звуки речи).

        Задача родителей на данном этапе, регулярно выполнять вместе с ребенком комплекс упражнений по развитию артикуляционного  аппарата.                                            

2Постановка звука

Это процесс обучения ребенка правильному произношению определенного звука. Ребенка учат придавать своим артикуляторным органам то положение, которое свойственно нормальной артикуляции звука, что и обеспечит правильность его звучания. Эта работа проводится учителем–логопедом с помощью специальных приемов.

 Помощь родителей на данном этапе заключается в дальнейшем развитии артикуляционного аппарата и выполнении приемов по вызыванию отсутствующих звуков, которые объясняются учителем-логопедом.

3. Автоматизация поставленных звуков один из самых длительных  и сложных этапов.

Как только удается добиться правильного звучания изолированного звука, сразу переходят к следующему этапу коррекции звукопроизношения — к этапу автоматизации, то есть к обучению ребенка правильному произношению звука в связной речи.

Следует отметить, что сразу после постановки звука ребенок не сможет произносить все слова с новым звуком правильно. Автоматизация звука осуществляется при условии постепенного нарастания сложности речевого материала:

автоматизация звука в слогах;

автоматизация в словах;

автоматизация в специально подобранных фразах;

автоматизация в текстах, насыщенных вновь воспитываемым звуком;

автоматизация в обычной разговорной речи.

На этом этапе помощь родителей ребенку просто неоценима.

Родители вместе с ребенком отрабатывают речевой материал, предложенный учителем-логопедом. Содержание его наполнено именно тем звуком, который в данный момент необходимо автоматизировать. Сначала,  поставленный звук необходимо  произносить утрировано, т.е., более длительно и четко, по сравнению с другими звуками слова, постепенно переходя к нормальному произнесению.

Этап автоматизации звука можно считать законченным лишь тогда, когда ребенок овладеет навыком правильного произнесения нового звука в обычной разговорной речи. 

4. Этап дифференциации смешиваемых звуков

Основная задача данного этапа заключается в том, чтобы воспитать у ребенка прочный навык уместного употребления в речи вновь воспитанного звука, без смешения его с акустически или артикуляторно близкими звуками. Это достигается путем специальных упражнений.

Родители должны постоянно контролировать правильность произношения поставленных звуков,  во время выполнения заданий, в свободной речи ребенка (в играх, в диалоге ребенка с окружающими, в свободной деятельности). Делать это надо тактично, в спокойной форме.

ЕСЛИ ПОГОДА ИСПОРТИЛАСЬ: 12 ИГР С РЕБЕНКОМ

    Подборка разных игр для детей дошкольного возраста. Эти игры очень скоро пригодятся Вам, когда прогулки на улице перестанут быть комфортными и домашнее времяпрепровождение нужно будет чем-то разнообразить. 

ЧАСТИ ЖИВОТНЫХ.
Предложите ребенку подобрать головы и хвосты различным животным. Можно добавить игре веселья, создав чудо-зверей на усмотрение малыша. 

Потребуются: 
Изображения животных из журналов 
Ножницы 
Клей 
Лист плотной бумаги 
1. Заранее вырежьте изображения различных животных. 
2. Разрежьте изображения пополам, разделив на головную часть и хвостовую. 
3. Положите половинки картинок перед ребенком, попросите подобрать соответствующие хвост к голове. 
4. Пусть ребенок наклеит целое животное на лист бумаги. 
Вариант игры: предложите ребенку специально перепутать головы и хвосты, чтобы получились новые невиданные звери! 
Безопасность: используйте клей-карандаш и ножницы с закругленными концами. 

УГАДАЙ! 
Загадайте предмет из вашего окружения. Если вы дадите ребенку достаточно подсказок, он сможет сразу угадать, что вы имеете в виду. Также будет правильно дать возможность малышу загадать загадку вам! 
Где играть: дома, на прогулке, в гостях или магазине. 
1. Выберите интересный и хорошо знакомый ребенку предмет. 
2. Скажите, что вы загадали предмет из того, что вас окружает. Дайте одну подсказку, например, цвет, форму или размер. 
3. Пусть ребенок с помощью наводящих вопросов попробует угадать, что за предмет вы задумали. 
4. Поменяйтесь ролями и постарайтесь угадать, что загадал ваш малыш. 

РИТМ-РИФМА 
Следовать ритму звучащей песни не так-то просто. Эта игра требует координации, способствует развитию слуха у малыша и чувства рифмы. Игра будет уместна, например, в машине. Она займет и отвлечет ребенка в дороге. 
Потребуется: 
Музыка 
1. Предложите слово, например «день». 
2. Проговаривайте слово в ритм играющей музыке: «День-день-день-день-день». 
3. Попросите ребенка продолжить музыкальный ритм новым словом, которое бы звучало в рифму с предыдущим. 
4. Придумывайте слова по очереди, пока игра не надоест. 

ОПРЕДЕЛИ НА ОЩУПЬ 
Научите ребенка использовать осязание для исследования окружающей среды. Пусть он создает мысленные образы вещей, к которым имеет возможность прикоснуться с закрытыми глазами. 
Что потребуется: 
Несколько предметов небольшого размера: мягкая игрушка, чашка, печенье, мячик, мочалка и другие 
Большой пакет или корзина 
Повязка на глаза 
1. Подберите предметы для игры и сложите их в пакет или корзину. 
2. Сядьте с ребенком на полу друг перед другом, объясните суть игры. 
3. Завяжите малышу глаза. 
4. По очереди вкладывайте предметы из корзины в руки ребенку. 
5. Просите тщательно ощупать и угадать, что он держит. 
6. Давайте подсказки, если ребенок не справляется. 
Безопасность: обязательно оговорите с малышом, что вы собираетесь завязать ему глаза. Если ему не понравится повязка, вы можете играть просто зажмурившись. И, конечно, все предметы должны быть безопасными. 

КНИГА ОБО МНЕ 
Сделайте с ребенком особенную книжку — где он сам будет главным героем! 
Что потребуется: 
Плотная бумага 
Журналы с картинками 
Фотографии вашего ребенка и других членов семьи 
Рисунки ребенка 
Ножницы 
Клей 
Степлер 
Ручка 
1. Соберите визуальные элементы, значимые для вашего ребенка, в том числе его рисунки, фотографии малыша, его друзей, питомцев, поделок, семейные фотоснимки. 
2. Соберите альбом из листов бумаги, поместив коллаж из изображений, вырезок и комментариев малыша. 
3. Скрепите листы между собой. 
4. Приложите обложку: «Все обо мне!» 
5. Когда книга будет завершена, прочитайте ее вместе. 
Такой проект может быть растянут во времени не на один день. Возвращайтесь к работе, когда у вас и у ребенка будет настроение. 

НАЙДИ ЧАСЫ! 
Всего несколько минут на то, чтобы найти тикающие часы! Как это увлекательно и захватывающе! Где же они могут быть? Нужно слушать очень внимательно, а думать и двигаться – быстро. 
Что потребуется: 
Кухонный таймер или будильник, который тикает достаточно громко. 
1. Заведите таймер на 3-5 минут и спрячьте его в комнате или во дворе. 
2. Попросите ребенка прислушаться. 
3. Скажите ребенку, что у него есть 3 минуты на то, чтобы найти таймер! А для успешного поиска нужно быть очень внимательным!) 
4. Если малыш испытывает трудности, давайте подсказки. 
5. Сыграйте еще раз, уменьшив время поиска. 
Вариант игры: вы можете помочь в поисках, говоря «горячо» или «холодно», когда ребенок приближается или удаляется от часов. 

ПАДАЮЩАЯ БАШНЯ 
Детям порой больше нравится разрушать что-то, чем строить. Это не страшно, ведь это всего лишь игра! Строить с полуторагодовалым малышом башенки из кубиков можно до бесконечности. И каждый раз процесс падения постройки будет вызывать у него бурю эмоций. 
Что потребуется: 
Кубики, палочки, брусочки, печенье или другие предметы, из которых можно сложить башню. 
1. Удобнее всего играть на полу, но можно и за столом, если материалом для постройки служат, например, крекеры. 
2. По очереди складывайте друг на друга предметы, чтобы получилась высокая башня. 
Вариант игры: вы можете складывать параллельно две башни – чья получится выше? Многоярусные постройки также пользуются большой популярностью у малышей. 

РАЗГОВОР ПО ДУШАМ 
Иногда намного интереснее разговор складывается по телефону, чем с глазу на глаз. Сделайте самодельный аппарат из двух бумажных стаканчиков и веревочки, продетой между ними. 
1. Смастерите аппарат и украсьте каждый свою «трубку» наклейками или рисунками. 
2. Разойдитесь по разным концам комнаты или сядьте по обе стороны дивана. 
3. Начните разговор, как это обычно бывает: «Привет, это мама!» 
4. Поговорите о том, что случилось сегодня у каждого из вас. 

ТАНЦУЙ, РУКА! 
Как танцевать, если в твоем распоряжении всего одна часть тела? Попробуем? 
Что потребуется: 
Музыка 
1. Используйте любую танцевальную музыку. Попросите ребенка прислушаться к ритму. 
2. Устройте танцевальный батл. По очереди говорите друг другу, какая часть тела будет сейчас танцевать. 

ПОКАЖИ, ЧТО ЧУВСТВУЕШЬ 
Порой детям непросто верно выразить свои эмоции. Эта игра поможет ребенку лучше разбираться в собственных чувствах и правильно воспринимать чужие. 
Что потребуется: 
Иллюстрации или картинки, на которых изображены человеческие эмоции 
1. Подберите картинки с различными эмоциями: веселье, радость, печаль, страх, огорчение, испуг, нежность, любовь, безразличие и другие. 
2. Обсудите с ребенком, что чувствуют люди на изображениях, как они выражают эти чувства. 
3. Сложите картинки стопкой «лицом» вниз. 
4. Переворачивайте картинки по одной и попросите ребенка изобразить отраженную эмоцию, не прибегая к словам. 
5. Вы должны угадать, что за эмоция изображена на картинке по тому, как малыш ее покажет. 

УГАДАЙ КОНЕЦ ИСТОРИИ
Научите ребенка предсказывать конец истории. В дальнейшем он сможет применять этот навык в выполнении любых когнитивных задач. 
Что потребуется: 
Книжка с замечательным концом 
1. Найдите уютное место для чтения. 
2. Прочитайте ребенку часть сказки или рассказа и остановитесь, не доходя до конца. 
3. Спросите его, что, по его мнению, произойдет дальше. 
4. Предложите ему придумать несколько возможных вариантов развития событий. 
5. Дочитайте книгу до конца, чтобы узнать, чем она закончилась. 

СЛЕДУЙ ЗА НАКЛЕЙКАМИ! 
Эта игра — вариант охоты за сокровищами, который научит ребенка внимательно идти по следам. А куда и к чему они его приведут — зависит от вас. 
Что потребуется: 
Цветные наклейки 
Награда-сокровище 
Место для игры 
1. Придумайте маршрут, по которому предстоит пройти ребенку-кладоискателю. 
2. Поместите наклейки на виду по пути следования. 
3. В конце пути положите награду. 
4. Объясните ребенку, как нужно проводить поиски и что его ожидает в конце. 
5. Обязательно вместе отпразднуйте успешный итог мероприятия.

 Речевые игры по дороге в детский сад!

Сегодня занятость на работе не позволяет многим родителям уделять достаточное количество времени воспитанию и развитию детей. Чтобы это получалось, необходимо использовать каждую свободную минуту. Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до детского сада или возвращаетесь  домой.  

Данные речевые игры способствуют развитию речи, обогащения словаря, внимания, воображения ребенка. С помощью таких игр ребенок научиться классифицировать, обобщать предметы. Для достижения положительного результата, необходимо играть ежедневно.

Уважаемые родители, превратите дорогу в детский сад или из сада в игру познавательную, развивающую, интересную как для Вас, так и для вашего ребенка. Игру, которая поможет пробудить его речь и мысли.

Игра «Кто или что может это делать?» (систематизация словаря)
Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы. Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т. д. Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает,…

Игра «Что на что похоже» (развитие связной монологической речи, развитие творческих способностей ребенка) Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)

Синий лед похож на… 

Густой туман похож на…

Чистый дождь похож на… 

Блестящая на солнце паутина похожа на… 

День похож на…

Игра «Что для чего» (активизация в речи сложных слов)Взрослый предлагает вспомнить, где хранятся эти предметы.

хлеб – в хлебнице,

сахар – в сахарнице,

конфеты – в конфетнице,

мыло – в мыльнице,

перец - в перечнице,

салат – в салатнице, суп – в супнице,

соус - в соуснице и т. д.  

Игра «Вместе веселей» (систематизация словарного запаса.) Добавь одно слово, которое подходит к двум словам.

Мама, сын (дочь) – что делают?

Летит, клюет – кто?

Дерево, цветы – что делают?

Сидит, стоит – кто?

Кошка, собака – что делают?

Льется, журчит – что? Шумит, дует – что?

Дождь, снег – что делают?

Игра «Цепочка слов» (закрепить умение выделять первый и последний звук в слове)Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка – автобус – сок – куст – танк – капуста - ...

Игра «Веселый счет» (согласование числительного с существительным и прилагательным)Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна..) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т. д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову. Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

Игра «Подружи слова» (образование сложных слов)листья падают – листопад, снег падает – снегопад, вода падает – водопад, сам летает – самолет, пыль сосет – пылесос,

Игра «Все сделал» (образование глаголов совершенного вида).Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл – вымыл, вешает – повесил, одевается – оделся, прячется – спрятался, гладит – погладил, стирает - постирал рисует – нарисовал, пишет – написал, поливает – полил, ловит – поймал, чинит – починил, красит – покрасил, убирает – убрал, строит – построил

Игра « Ты идешь, и я иду» (закрепление в речи глаголов с разными приставками) Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь и я обхожу и т. д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.  

Игра «А что, если…» (развитие связной речи и мыслительных процессов). Взрослый начинает фразу, ребенок заканчивает. А что произошло, если бы не было ни одной машины… А что произошло, если бы не было птиц… А что произошло, если бы не было конфет… А что бы произошло, если бы было все вокруг твоим… (И т. д. возможно придумать различные варианты).

Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры). Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игра «Как можно…» (расширение и активизация словаря). Взрослый спрашивает: «Как можно играть?» Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…» Другие вопросы: - Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…) - Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…) - Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…) - Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…) - Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

Игра «Исправь предложение» (исправление смысловых ошибок в предложении). Взрослый произносит неправильное предложение, а ребенок исправляет. -Жук нашел Сашу. (Саша нашел жука.) - Пол бежит по кошке. - Наташа жила у ежика. - Снежная баба лепит Ваню. - Катя ужалила осу. И т. д

Игра «Отгадай предмет по названию его частей» Кузов, кабина, колеса, руль, фары, дверцы (грузовик). Ствол, ветки, сучья, листья, кора, корни (дерево).

 Игра «Отгадай, что это» Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом. Например: Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи). Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие. Движется по дорогам, по воде, по воздуху….

Игра «Назови лишнее слово» Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее». -  шкаф, кастрюля, кресло, диван; пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа; слива, яблоко, помидор, абрикос, груша ….

Игра «Один –много» (образование множественного числа существительных): сорока – сороки, берёза- берёзы, машина -машины

Игра «Назови ласково» (упражнение в словообразовании):синица – синичка, кошка-кошечка…..

Игра «Какие деревья ты знаешь? Назови их» ( рассмотреть листья деревьев и засушить их для гербария).

Игра «Пересчет деревьев» (согласование существительных и числительных): один тополь, два тополя, три тополя, четыре тополя, пять тополей; одна береза, две березы, три березы, четыре березы, пять берез…..

Игра «Какой? Какая?» Подобрать как можно больше признаков к     предмету (согласование прилагательных с существительными): лиса (какая?)… , белка (какая?)…, заяц (какой?)….

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.